Общественное вещание в контексте интеграции Украины в НАТО

Иванов Денис Валерьевичаспирант Межрегиональной Академии управления персоналом (г. Киев)

В статье описано историю правового регулирования цели по созданию общественного вещания, как элемента изначально присущего для интеграции Украины в НАТО, позднее, как элемента в рамках сотрудничества Украины с НАТО, описано возможные причины существования данной цели.


Serviciul public de radiodifuziune în contextul integrării Ucrainei în NATO. Articolul descrie istoricul reglementării juridice a obiectivului serviciului public de radiodifuziune, ca element inerent în integrarea Ucrainei în NATO, şi mai târziu, ca element în cadrul cooperării dintre Ucraina şi NATO, s-au descris posibilele cauze ale existenţei acestui obiectiv.


The article described the history of legal regulation of the goal of the creation of public service broadcasting, as an element inherent in the integration of Ukraine into NATO, and later, as an element in the framework of cooperation between Ukraine and NATO, described the possible reasons for the existence of the target


Постановка проблемы. В литературе зачастую отсутствует какое-либо упоминание о общественном вещании в контексте отношений Украины с НАТО. В то же время присутствуют работы, в которых доминирует подход представлять общественное вещание однобоко – как обязательство Украины перед Советом Европы. Отсутствие разработок, в которых общественное вещание рассматривалось бы как задача к осуществлению, связанная с отношениями в формате Украина – НАТО, способствует неадекватному восприятию явления общественного вещания. Описанная проблема, в частности для постсоветских государств, с одной стороны, способствует завышенным требованиям в вопросе реализации того или иного принципа общественного вещания в законодательной плоскости, с другой стороны – поощряет разгул популизма, связанный с отсутствием реального понимания концепции общественного вещания, её роли для государства, общества и человека.

Состояние изучения проблемы. Изучением вопроса внедрения в медиапространство Украины общественного вещания занимались такие исследователи, как С.И. Даниленко[1], Н.А. Гусак[2], С.Л. Гнатюк, С.И. Зидорук[3], И. Кирич[4], Т.О. Чепурняк[5] и другие. Однако, упомянутые авторы упускают из виду такой контекст в вопросе внедрения общественного вещания, как сотрудничество Украина – НАТО. Рассмотрение общественного вещания с позиции телеологической осуществлено в ранней работе автора[6].

Цель. Общей целью следует назвать формирование целостного представления об общественном вещании как о явлении. Учитывая специфику статьи, которая дополняет сведения об общественном вещании, конкретной её целью является: путем анализа нормативно-правовой базы продемонстрировать историю цели по созданию общественного вещания в рамках сотрудничества Украина – НАТО, административные шаги по реализации указанной цели, а также показать значение таковой цели для Украины.

Основные положения. Формулировка «задача по созданию общественного вещания» сама по себе неверна. Общественное вещание – это концепция, соответствующая английской концепции public service broadcasting, основные положення которой сформулированы в Великобритании еще до Второй мировой войны. Следовательно, говорить о создании концепции неверно, правильнее было бы заменить слово «создание» словом «внедрение». Слово «создание» в данном контексте подходит для «института общественного вещания», «общественного вещателя». Однако, именно с задачей по созданию общественного вещания в том или ином государстве часто приходиться сталкиваться в исследовательских работах и нормативно-правовых актах.

Нормативно-правовыми актами Украины, предопределяющими цель по созданию общественного вещания, являются годовые национальные программы по подготовке Украины к обретению членства в Организации Североатлантического договора. Таковые программы утверждались Указами Президента Украины. В программе на 2009 год значится среднесрочной целью «создание системы общественного вещания, которая будет соответствовать мировым стандартам[7]». Понятие «система общественного вещания» вошло в украинское правовое поле в связи с принятием Закона Украины «О системе общественного телевидения и радиовещания» в 1997 году[8].

Данный закон просуществовал только на бумаге – попытки запустить его реализацию не имели успеха. Постановлением парламента созданной в форме закрытого акционерного общества организации «Громадське Українське радіо і телебачення (ГУРТ)» был предоставлен статус организации общественного вещания[9]. Однако, упомянутая организация не получила лицензию Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. До принятия в 2014 году нового закона органы власти Украины стремились дать закону 1997 года вторую жизнь, но попытки были тщетны.

Президент в своем акте 2009 года повторил формулировку законодателя. Закон же не определял понятия «системы общественного телевидения и радиовещания». В статье 1 Закона сформулировано было понятие общественного вещания: «общественное телерадиовещание – телерадиоорганизация со статусом единой общенациональной неделимой и неприбыльной системы массовой коммуникации…[7]».
Законодатель не искал простых путей при формулировке дефиниций. Но не только для законодателя характерна неясность формулировок – неизвестно, о каких «мировых стандартах» шла речь в Указе Президента 2009 года.

В Годовой национальной программе по подготовке Украины к обретению членства в Организации Североатлантического договора на 2010 год о «мировых стандартах» речь уже не шла, цель выписана в программе просто: «создание системы общественного вещания[10]».

В 2011 году на смену программам по подготовке Украины к обретению членства в Организации Североатлантического договора пришли годовые национальные программы сотрудничества Украина-НАТО, которые из года в год дублировали цель по созданию «системы общественного вещания»[11], [12], [13]. Начиная с 2012 года, стала употребляться формулировка «создание общественного вещания[10]». Слово «система» ушло вместе с появлением идеи о принятии нового законопроекта (зарегистрирован в Парламенте 12.12.2012[14]). В 2014 году упомянутый законопроект был принят Парламентом и увидел свет новый Закон Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины»[15].
Принятие Закона повлияло на содержание программы Сотрудничества Украина-НАТО на 2015 год, которой предусматривалось «создание независимых условий для функционирования общественного вещания[16]».

Конкретные указания, касающиеся реорганизации организации государственного вещания в организацию общественного вещания, нашли свое отражение уже в программе 2016 года. Среднесрочная цель, согласно п.1.1.3 «Свобода слова и информационная политика» Раздела 1 Программы 2016 года – «создание независимых условий для функционирования общественного вещания», а среди основных мероприятий указано: «принять меры по поддержке деятельности Национальной общественной телерадиокомпании Украины в соответствии с Законом Украины «Об Общественном телевидении и радиовещании Украины» и постановлением Кабинета Министров Украины 7 ноября 2014 № 693 «Об образовании публичного акционерного общества «Национальная общественная телерадиокомпания Украины[17]».

Обозначенные меры согласно Программе 2016 года должны осуществить: Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, Министерство финансов Украины, Министерство экономического развития и торговли Украины, Министерство юстиции Украины, с участием Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания[17].
Следует отметить, что в Программе 2016 года дублируется ошибка из Программы 2015 года, так как «создание независимых условий для…» – некорректная и алогичная формулировка. Следовало бы внести изменения и исправить на «создание условий для независимого функционирования общественного вещания».

Ответ на вопрос – чем же обусловлена политика НАТО, связанная с появлением в Украине института общественного вещания? – многогранен. Одна из причин кроется в подходе к данному институту с позиции национальной безопасности. Законодатель, как и Правительство, демонстрируют такой подход в Программе деятельности Правительства на 2014 год, в которой среди основных целей деятельности Кабинета Министров Украины указано: «1. Новая оборонная политика, которая гарантирует национальную безопасность и обороноспособность Украины, а также восстановление национального суверенитета на всей территории государства: …создание общественного вещания: запуск иновещания (2015 год), разгосударствление средств массовой информации (2015 год)[18]».

В дальнейшем (08.12.2015) был принят Закон Украины «О системе иновещания Украины»[19], которым в юридической плоскости иновещание отделено от концепции общественного вещания. Решение о принятии упомянутого Закона оставило за государством возможность управлять информационной политикой с помощью координируемого Правительством института вещания. В тоже время такое решение не типично для реализации классической концепции общественного вещания, что характерно, например, для Великобритании или Польши. В упомянутых странах иновещание осуществляет общественный вещатель.

Выводы. Цель по созданию общественного вещания имеет свою историю в нормативно-правовых актах, принятых Украиной в контексте интеграции в НАТО, либо сотрудничества с НАТО. В деятельность по разработке правовой базы для общественного вещания вовлечены упомянутые в работе государственные органы Украины.

Заинтересованность НАТО в создании Украиной института общественного вещания следует пояснить желанием демократизации страны, а также борьбой с коррупцией, последнее – идея, высказанная Казимиром Юрчаком (dr hab. Kazimierz Jurczak), объясняется тем, что общественный вещатель, как независимое СМИ, может критиковать как членов Правительства, которые у власти, так и олигархов, которым принадлежат коммерческие СМИ.

С позиции национальной безопасности работа общественного вещателя видится инструментально. Общественный вещатель, пользуясь представлениями о себе, как о независимом и объективном СМИ, должен вызывать доверие у национального зрителя и слушателя. Основываясь на таком представлении о себе, он пропагандирует национальную идентичность, а также формирует мировоззрение человека в рамках национального дискурса. В данном контексте человек, сопричастный к событиям в стране, даже как пассивный зритель/слушатель, является частью страны, частью того, что в ней происходит. Активным игроком в жизни страны человек может становиться именно как осознающий свою национальную идентичность, а потому ощущающий сопричастность к тому и ответственность за то, что происходит в стране либо со страной. Примерами тому служат национальные диаспоры, стремящиеся помочь родному государству.

С той же позиции следует рассматривать задания, которые законодатель ставит перед общественным вещателем. Например: содействие консолидации украинского общества; развитие и укрепление статуса украинского языка и культуры, содействие развитию языков и культур национальных меньшинств; содействие наиболее полному удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения Украины, в том числе путем создания и распространения экономических, историко-документальных, культурных, учебно-познавательных, развлекательных, спортивных программ…(ст. 4 Закона)[15]. Такие задания отвечают среди прочего целям поиска человеком идентичности, формирования взглядов об украинском обществе, государстве, его потенциальных врагах и друзьях.

Национальная безопасность в данном контексте упрощенно может быть представлена следующим тезисом: «для человека, у которого посредством общественного вещателя сформирована национальная идентичность и соответствующее представление о стране, в которой он живет, её истории, культуре, врагах и друзьях государства, скорее всего не будет сомнений в вопросе того, на чью сторону стать в случае вооруженного конфликта».

Потому основными заданиями, которые пускай не написаны законодателем прямой речью, но все-же косвенно прослеживаются в работе украинского общественного вещателя, являются: формирование у зрителей и слушателей национальной и гражданской идентичности (гражданина Украины), а также стимулирование патриотизма.

Литература

1. Даниленко С.І. Громадянський вимір комунікаційної революції: Модернізація суспільних комунікацій від друкарського верстата до соціальних мереж : монографія / С.І. Даниленко. – К.: ІМВ. – 2010. – С.184-235

2. Гусак Н.А. Громадське ТБ як форма організації та функціонування телемовлення (зарубіжний досвід та українські реалії) : дис. на здобуття наук. ступеня канд. філол. наук : 10.11.08 «Журналістика» / Наталія Анатоліївна Гусак– Л., 2005. – 203 с.

3. Здіорук С. I. Суспільне мовлення: український варіант / С. І. Здіорук, С. Л. Гнатюк // Стратегічні пріоритети. – 2008. –-
№ 4. – С. 74–84.

4. Кирич І. В. Законодавчі ініціативи у правовому полі громадського мовлення / І. В. Кирич // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». – 2012. – Т. 25 (64). – № 4. – Ч. 1. – С. 120–125.

5. Чепурняк Т. О., Суспільне мовлення та процес його запровадження в Україні / Т. О. Чепурняк // Наукові записки Інституту журналістики. Том 56 – 2014. Липень – вересень, С. 22 – 29.

6. Іванов Д. В. Суспільне мовлення: поняття та призначення для людини, суспільства, демократії / Д. В. Іванов // Європейські перспективи. – 2013. – № 4. – С. 79-83

7. Про затвердження Річної національної програми на 2009 рік з підготовки України до набуття членства в Організації Північноатлантичного договору: Указ Президента Украины от 07.08.2009 № 600/2009, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/600/2009/

8. Про систему Суспільного телебачення і радіомовлення України: Закон Украины от 18.07.1997 № 485/97-ВР в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/485/97-%D0%B2%D1%80/ed19970718

9. Про створення телерадіоорганізації Суспільного мовлення України: Постановление Верховного Совета Украины от 21.10.1997 № 667/97 в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/667/97-%D0%B2%D1%80

10. Про затвердження Річної національної програми на 2010 рік з підготовки України до набуття членства в Організації Північноатлантичного договору: Указ Президента Украины от 03.02.2010 № 92/2010, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/92/2010

11. Про затвердження Річної національної програми Співробітництва України-НАТО на 2011 рік: Указ Президента Украины от 13.04.2011 № 468/2011, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/468/2011

12. Про затвердження Річної національної програми Співробітництва України-НАТО на 2012 рік: Указ Президента Украины от 19.04.2012 № 273/2012, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/273/2012

13. Про затвердження Річної національної програми Співробітництва України-НАТО на 2013 рік: Указ Президента Украины от 05.07.2013 № 371/2013, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/371/2013

14. Проект Закону «Про Суспільне телебачення і радіомовлення України» №1076, дата реєстрації 12.12.2012, Карта Законопроекту – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_2?id=&pf3516=1076&skl=8

15. Про Суспільне телебачення і радіомовлення України: Закон Украины от 17.04.2014 № 1227-VII в ред. от 09.06.2016 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1227-18

16. Про затвердження Річної національної програми Співробітництва України-НАТО на 2015 рік: Указ Президента Украины от 23.04.2015 № 238/2015, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/238/20152013

17. Про затвердження Річної національної програми Співробітництва України-НАТО на 2016 рік: Указ Президента Украины от 12.02.2016 № 45/2016, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/45/2016/conv

18. Про Програму діяльності Кабінету Міністрів України: Постановление Верховного Совета Украины от 11.12.2014 № 26-VIII, в ред. принятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/26-19

19. Про систему іномовлення України: Закон Украины от 08.12.2015 № 856-VIII, в ред. принятия – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/856-19