Влияние религиозных норм на социально-правовые факторы общества

Ермакова Анна Станиславовна — кандидат философских наук, доцент МАУП (Украина)

Визначені та охарактеризовані форми впливання релігійних норм на правотворчість: просторністна, опосередкована, непомірністна, вибіркова і осмислена. Досліджені теоретичні аспекти релігійних норм як соціально-правових факторів суспільства.

Определены и охарактеризованы формы влияния религиозных норм на правотворчество: пространственная, опосредованная, непосредственная, избирательная и смысловая. Исследованы теоретические аспекты религиозных норм как социально-правовых факторов общества.

The article describes the cultural phenomenon in close relationship with religious norms. The law becomes universal and necessary phenomenon of world culture which is a condition of harmonious development of the legal system based on universal spiritual values of mankind due to interference of religious and legal norms in lawmaking process. The influence of religious norms on the creative process is particularly important in the context of globalization, as a result of an active convergence of different legal systems, cultures and traditions there is an objective need for a common cultural and legal basis for the interaction of different countries, societies, groups, communities etc.


Правотворчество – это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер[1]. Правотворчество является процессом естественного зарождения права, развития права, динамичность которого обеспечивается за счет социальных, экономических, политических и других правоустанавливающих факторов, его целью является формирование права. Правотворчество связано с возникновением объективно обусловленной потребности в регулировании общественных отношений, то есть правоустанавливающих факторов [6, с. 432]. В совокупности, эти факторы являются предпосылкой возникновения права, определяют правовое регулирование, позиции субъектов правотворчества, состояние правотворческого процесса.

Правотворчество отображает процесс появления права как результата социального развития общества, в связи с необходимостью нормативного регулирования общественных отношений, разработкой и принятием правового акта и ведением его в действие; определяет процесс возникновения и становления права в форме правосознания, формирование права в результате реализации субъективных прав и юридических обязательств, которые трансформируются в конкретные правоотношения, формируют право в виде норм права, которые в совокупности образуют систему [3, с. 567]. Правовой фактор включает в себя новые правовые идеи, правила поведения, конкретные решения, соглашения, которые исследуются, обобщаются, систематизируются государством и формулируются в нормах права, выраженных в нормативно-правовых актах.

Религиозные нормы, как и правовой обычай, могут создаваться непосредственно в процессе общественной практики и существовать в виде социальных норм, которые не имеют юридического значения (то есть является своеобразной формой регуляции поведения людей в обществе). Однако, в результате многократного повторения во времени и пространстве они приобретают определенную устойчивость, закрепляются в опыте социальной группы и превращаются в общеобязательные и общепризнанные правила поведения, соответствующих потребности охватить таким правилом определенные виды совместных отношений. Религиозные нормы (как и правовой обычай) могут быть санкционированы государством путем официального закрепления их в нормативных актах и с целью использования для урегулирования определенных общественных отношений. Поэтому, позиция заключается в том, что религия играет существенную роль в жизни и сбалансированном существовании общества и, наконец, что имеющаяся социально-религиозная система может ощутимо влиять на формирование и функционирования правовой системы. Ведь общественные отношения упорядочиваются на основе единого ценностно-мировоззренческого фундамента и утверждение конкретных стандартов взаимного восприятия людьми друг друга, их взаимной человечности (религия является фактором, который определяет человеческие мысли, чувства, поведение через обязательные правила и стандарты и соответственно упорядочивает конкретное социальное среда в целом).

Взаимодействие правовых и религиозных норм в процессе правообразования отражает взаимодействие составных частей ценностной культуры государства, объединенных причинно-функциональными и логически-смысловыми связями. Преобладающей и устойчивой формой взаимодействия правовых и религиозных норм в правотворчестве является опосредованная форма воздействия на основании общих факторов (вероисповедальной политики государства, национальных идей, традиций [7, с. 354]). Правовые и религиозные нормы в процессе правотворчества соотносятся между собой как «норма» (является результатом сознательного восприятия содержания религиозно-нормативного предписания субъектами общественных отношений и является общеобязательной к соблюдению) и «образец» (модель желаемого поведения субъекта общественных отношений).

Взаимодействие правовых и религиозных норм в процессе правообразования определяется соответствующим типом социальных отношений, которые сложились в обществе на определенном этапе его развития и характеризуется местом и формой взаимодействия религии и церкви с государством, в частности: 1) обособление и отдаление религии и церкви от государства (например, Латвия, Португалия, Туркмения, Украина, Хорватия, Югославия, Молдова, Словения); 2) трансформация и тесная взаимосвязь церкви и религии с государством, когда происходит опосредованное влияние на создание государства и правотворчества, особая поддержка церкви определенного религиозного течения на законодательном уровне (например, Аргентина, Боливия, Испания, Италия, Польша); 3) непосредственной связи религии и церкви с государством, официальное признание и закрепление статуса государственной религии (например, Греция, Великобритания, Дания, Болгария, Грузия, Литва); 4) не определен правовой статус религии, церкви, религиозных организаций, учреждений и сообществ (например, Венгрия, Венесуэла, Босния и Герцеговина); 5) запрет на официальность или доминирование какой-либо религии в стране (например, Албания, Словения, Эстония); 6) светский характер государства (например, Турция, Франция).

Правотворчество является закономерным процессом, что субъективно (осознанная мотивационная потребность субъектов общественных отношений в урегулировании и согласовании их интересов) и объективно (установка, урегулирование, упорядочение общественных отношений, с целью устранения конфликта интересов их субъектов) обусловлен. Религиозные нормы влияют на формирование и развитие сознания субъектов общественных отношений; позволяют эффективно контролировать и упорядочивать общественные отношения; является средством сдерживания неправомерного использования властных полномочий; побуждающие к правомерному поведению субъектов общественных отношений. Кроме того, реализация права и регулирование общественных отношений базируются не только на формально-догматических предписаниях правовых норм, но и на морально-религиозной основе.

Религиозная основа обеспечивает строгое и неуклонное исполнение правовых предписаний. Закрепляя в содержании религиозных норм подотчетность и подконтрольность светской власти, последняя действует строго в определенных границах религиозно-традиционных предписаний, согласно идеалу добра и справедливости. Религиозные нормы являются сдерживающими средствами в сфере регулирования общественных отношений. Взаимодействие религиозных и правовых норм в процессе правотворчества формируется на аксиологический [2, с. 29], моральной, гуманной, толерантной, духовной основе, с целью защиты и реализации прав и свобод личности.

В частности, это социально-экономические потребности населения и экономические трансформации в обществе. Идеологический фактор также проявляется в процессе формирования права (связан с наиболее приемлемой модели правового регулирования общественных отношений). Кроме того, социально-правотворческими факторами являются обычаи, традиции и религиозные нормы, влияющие на уровень правосознания и правовой культуры населения. Формируясь, право отражает потребности эффективного регулирования различных общественных отношений, поэтому право является динамичной системой, которая реагирует на изменения социальной действительности.

Религиозные нормы, так же как и правовые, являются действенными регуляторами в механизме социально-нормативного регулирования общественных отношений, признаются эталоном общественных отношений, структурными элементами религиозных нормы являются: гипотеза, диспозиция и санкция. Однако, в отличие от правовых, религиозные нормы формируются на основе религиозных представлений; являются обязательными относительно соблюдения для субъектов, исповедующих определенную религию и осуществляют косвенное влияние на поведение субъектов других религиозных течений; источниками религиозных норм являются священные тексты (например, Библия, Коран, Тора и другие); могут быть результатом нормативной деятельности религиозных организаций; направленные на урегулирование внутренней и внешней религиозной деятельности субъектов религиозных отношений; формируют сакральную традицию; являются стабильными.

Религиозные нормы аккумулируют социальные ценности, которые постепенно формируются в общественном сознании и связываются с общей идеей права; приобретают свое отражение в содержании нормативно-правового предписания действующего законодательства; укореняются в общественном правовом сознании и определяют не только общее восприятие индивидами окружающей их действительности, но и их деятельность.

Согласно официального закрепления правового статуса религии в государстве, религиозные нормы как социально-правотворческие факторы влияют на формирование права в пространственной, опосредованной, непосредственный, выборочной и смысловой формах. Так, пространственная форма отражает территориальный и социальный аспекты влияния религиозных норм на формирование права. Территориальный аспект заключается в том, что отдельные религиозные нормы распространяют свое влияние и являются общеобязательными о соблюдении на отдельных территориях государства или в государстве в целом, где за религией признается и законодательно закрепляется статус традиционной или государственной. Социальный аспект связан с тем, что взаимодействие правовых и религиозных норм происходит в обособленном социальном пространстве (например, в диаспоре), где регламентация и регулирование общественных отношений происходит не только обычаями, но и религиозными нормами. Опосредованная форма влияния религиозных норм на правотворчество происходит под влиянием социально-культурных факторов, по которым религиозные нормы трансформируются в сущность правовых норм, то есть является истоком права, определяют и формируют его содержание. Например, православные религиозные нормы повлияли на определение содержания принципов семейного права. Непосредственная форма воздействия религиозных норм на формирование права характеризуется объединением содержания религиозных и правовых норм (их предписания являются равнозначными относительно обязательности соблюдения и сферы действия, обеспечиваются средствами государственного воздействия). Такая форма воздействия характерна для стран традиционно-религиозной правовой семьи или теократичным государствам.

Выборочная форма влияния религиозных норм на правотворчество возникает в связи с секуляризацией общества (с распространением религиозного влияния на регулирование общественных отношений). Смысловая форма влияния религиозных норм на правотворчество характеризуется синтезом религиозных и правовых норм, который дает возможность определить главную идею, цель правовой и религиозной нормы во взаимосвязи относительно регулирования общественных отношений.

Правотворчество – это прежде всего деятельность именно государственных органов. Деятельность компетентных государственных органов по изданию нормативных правовых актов – это основной и наиболее распространенный вид правотворчества в странах с «писаным» правом. В пределах своей компетенции нормативные правовые акты издают практически все государственные органы.

Правотворческая деятельность в форме заключения договоров (соглашений) нормативного характера (содержащих нормы права) может осуществляться различными государствами (международный договор), между различными государственными органами или между государственными и негосударственными органами (внутригосударственные договоры публично-правового характера), между различными субъектами частного права (нормативные договоры гражданско-правового характера). Это направление правотворчества также определяется и регламентируется государством.

Санкционированное правотворчество – это официальное признание государством в качестве норм права тех норм, которые установлены обычаем, или норм, принятых негосударственными организациями.
Делегированное правотворчество есть осуществление нравотворческой деятельности как государственными, так и негосударственными организациями по поручению компетентных государственных органов.

Большинство исследований как отечественных, так и зарубежных ученых: С. Зивса, С. Кечекяна, М. Марченко, Н. Пархоменко, П. Рабиновича, Г. Ромашова, В. Субботина, В. Хропанюка и других не содержит содержательных положений относительно религиозных норм как факторов правотворчества. Это обусловлено тем, что Украина относится к романо-германской правовой семьи и основное внимание исследователей уделяется анализу правотворческой деятельности органов государственной власти и эффективности действия нормативно-правового акта в сфере социально-правового регулирования общественных отношений. Поэтому, уместно дополнительно определить и проанализировать религиозные нормы как социальные правотворческие факторы общества, что будет способствовать углубленному изучению социально-правового регулирования общественных отношений в сфере реализации религиозных норм субъектами религиозных отношений.

Проблема сближения различных правовых систем, а также вопросы совершенствования правотворческого процесса является не просто технико-юридическими по своей сути, но предельно актуализируют потребность в общекультурном влиянии права, когда все процессы универсализации и адаптации права реализуются на основе общих и признанных различными субъектами ценностей; влияет на культуру, трансформирует ее, укореняет в ней правовые ценности [5, с. 11-12]. Взаимодействие религиозных и правовых норм предполагает формирование определенной общей структуры отношений, которая формируется между религией, церковью, обществом и государством. Эти отношения закрепляются в виде общих юридических принципов и моделей, которые, в свою очередь, конкретизируются в действующем законодательстве.

Происходит аккумуляция фундаментальных общественных ценностей, которые, приобретая правовую форму, становятся правовыми ценностями и правовыми принципами, а также влияют на аксиологический уровень правового сознания [4, с. 198], что позволяет не только сформировать на уровне права и укоренить в общественном правовом сознании определенные ценности (свободы, справедливости, гуманизма, равноправия, ответственности и т. п), но и обеспечить их внедрение в практику безпосенормативного регулирования общественных отношений. Подытоживая вышесказанное, отметим, что целесообразно не ограничиваться позитивным, формально-догматическим методом исследования права, а рассмотреть его как культурный феномен в тесной взаимосвязи с религиозными нормами. Благодаря взаимовлияния религиозных и правовых норм в правотворчому процессе право превращается в универсальное и необходимое явление мировой культуры, которое является условием гармоничного развития правовой системы на основе универсальных духовных ценностей человечества с учетом национальной специфики, но на основе неоспоримого признания ценностей свободы и демократии.

Религиозные нормы как социально-правотворческие факторы влияют на формирование права в пространственной (территориальная и социальная), опосредованной, непосредственный, выборочной и смысловой формах. Влияние религиозных норм на правотворческий процесс приобретает особое значение в условиях глобализации, когда вследствие активной конвергенции различных правовых систем, культур и традиций возникает объективная потребность в создании общей аксиологично-культурологической и правовой основы для взаимодействия различных государств, обществ, коллективов, сообществ и тому подобное. Благодаря этому, право может более целостно влиять на общественное сознание и общество, путем максимально обоснованного сочетания и содержания правовых и религиозных норм, на основе всестороннего научно-теоретического обоснования и доказательства.

Литература:
1. Приголкин А.С. Процессуальные формы правотворчества. Под ред. П.Е. Недбайло, В.М.Горшенева.- М.: Юрид. лит. 1976, с.85.
2. Дроботов С. Аксиологическая и когнитивная функции права в процессе становления правового государства. С. Дроботов. Юридическая Украина. 2011, № 1, сс. 28-35.
3. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: [учеб. пособие]. М. Н. Марченко. М.: ТК Велби. 2006, с. 655.
4. Посашкова А. Л. Взаимодействие норм ислама и правовых норм в правообразовании и правоприменении в России. А. Л. Посашкова. Вестн. Владим. юридического. ин-та. – 2008, № 1 (6), сс. 192-198.
5. Посашкова А. Л. Взаимодействие религиозных и правовых норм в правообразовании: автореф. дис. … канд. юридических наук : спец. 12.00.01 «Теория и история государства и права; история политических и правовых учений». А. Л. Посашкова – Владимир. 2009, с. 21.
6. Скакун О. Ф. Теория государства и права (энциклопедический курс): [учебник]. О. Ф. Скакун. – Харьков: Эспада. 2005, с. 840.
7. Теория государства и права: Академический курс: [учебник] В. С. Журавский, А. Л. Копыленко, С. В. Бобровник и др.; [по ред. А. В. Зайчука, Н. М. Онищенко]. – К.: Юринком Интер. 2006, с. 685.