Сущность национальной безопасности государства как объекта административно-правовой охраны и защиты

Чумаченко Сергей Викторовичаспирант Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина


В статье проанализированы и обобщены теоретико — правовые подходы к пониманию сущности национальной безопасности государства. Определено понятие и охарактеризована сущность национальной безопасности государства как объекта административно — правовой охраны и защиты.


Articolul analizează şi rezumă abordările teoretice şi juridice la înţelegerea esenţei securităţii naţionale a statului. Este identificată noţiunea şi se caracterizează esenţa securităţii naţionale a statului, ca obiect al protecţiei administrativ juridice.


The article analyzes and summarizes the theoretical and legal approaches to understanding the essence of the state national security. The concept of the national security of the state, as an object of administrative and legal protection and enforcement was determined, and its essence was described.


Постановка проблемы и ее актуальности

Одной из неотъемлемых проблем государства, сопровождающих человечество на всех исторических этапах развития общественно-правовых отношений, является обеспечение национальной безопасности государства как важной и обязательной предпосылки и одновременно цели ее устойчивого и эффективного развития. На сегодня этот вопрос приобретает все большую актуальность, поскольку сфера национальной безопасности является стратегически значимой для государства, особенно при осуществлении многочисленных реформ в условиях стремительного роста различных внутренних и внешних рисков, угроз и вызовов. При таких условиях актуальным является исследование, прежде всего, административно-правовых аспектов безопасности государства и его непосредственного позиционирования как особого объекта административно-правовой охраны и защиты, учитывая специфику властных полномочий субъектов в сфере национальной безопасности и соответственно эффективность их осуществления.

Состояние исследования. Стоит отметить, что вопрос национальной безопасности государства и отдельных ее составляющих исследовал ряд иностранных и украинских ученых: Ю.П. Битяк, Б. Броуди, М. Гальперин, А.Н. Гончаренко, В.П. Емельянов, А.Б. Качинский, Ю.В. Ковбасюк, В.К. Колпаков, Г. Ласвел, В.А. Липкан, В. Липпман, В.В. Мадиссон, Г.В. Новицкий, В.Н. Олуйко, В.Н. Пасечник, В.Г. Пилипчук, А.И. Семенченко, Г.П. Сытник, З.Д. Чуйко, В.А. Шахов и другие. Однако, учитывая постоянные изменения как внутренней, так и внешней политико-правовой среды и в других общественно значимых сферах в стране, проблематика национальной безопасности государства и, в частности, национальной безопасности государства, как объекта административно-правовой охраны и защиты, требует дальнейшего развития.
Итак, целью статьи является исследование сущности национальной безопасности государства как объекта административно-правовой охраны и защиты.

Изложение основного материала

Как справедливо отмечает Ю. В. Ковбасюк, научное знание государственного управления в секторе безопасности недостаточно систематизировано, и ряд проблем в системе обеспечения национальной безопасности в значительной мере обусловлен интеллектуальной несостоятельностью государственно-управленческой науки и управленческих кадров дать адекватные ответы на возникающие вызовы [1, с.5], с чем стоит согласиться. Аналогично актуальность данной проблематики отмечают и эксперты Центра Разумкова, утверждая, что общая ситуация безопасности в последнее время действительно изменилась – и в направлении не только появления новых угроз, но и восстановление старых [2, с.49]. Кроме того, И. Мелеганич подчеркивает, что события в Украине в 2014-2015 годах свидетельствуют о том, что ни одно государство не может быть уверенным на все 100% в своей полной безопасности, а угроза национальной безопасности одного государства быстрыми темпами может перерасти в угрозу международной безопасности [3].

Поэтому, как справедливо считает С.В. Петков, общественные науки и, прежде всего, юридическая наука, должны дать ответ, каким образом остановить государственно-разрушительные процессы, которые происходят в государстве, — это вопрос национальной безопасности [4]. В то же время В.Н. Пасечник акцентирует внимание на том, что разработка эффективной государственной политики национальной безопасности осложняется тем, что отечественные и иностранные исследователи, государственные деятели, нормативные документы дают различные толкования сущности понятия «национальная безопасность», вкладывая в него разный смысл [5, с.41].

Аналогично и Г.П. Сытник утверждает, что как в международной, внутренней и внешней политике государств, так и в теории и практике государственного управления не существует понятия, которое могло бы сравниться в частоте относительно не четкого применения с понятием «национальная безопасность» [6]. В связи с этим считаем целесообразным, прежде всего, исследовать сущность понятия национальной безопасности как объекта административно-правовой охраны и защиты.

Так, в общем смысле термин «безопасность» означает состояние, когда кому-то, чему-то ничто не угрожает [7, с.137]. Однако конструктивным считаем подход В.В. Медиссона, который под безопасностью понимает органическое сочетание реализации стремления человека к существованию в наиболее благоприятных для нормальной жизни и развития условиях и возможности обеспечения со стороны государственных или общественных организаций необходимого уровня защищенности человека от разного рода рисков, опасностей, вызовов и угроз [8, с. 51].

В свою очередь, и понятие «национальной безопасности» имеет большое количество измерений и аспектов, разница между которыми заключается, в том числе, и в соответствующих позициях, с которых рассматривается этот вопрос [9], поскольку даже при наличии принципиальных согласований по методологии и системе мировоззрения заметны расхождения в видении сущности и содержания национальной безопасности у специалистов – юристов, в отличие от военных, экономистов, политологов. В связи с этим данное понятие относится к интегративным, междисциплинарным, многоаспектным понятиям [10, с.108].

Традиционно считается, что впервые категория «национальная безопасность» появилась в США, причем не как теоретико-правовая, а как внешнеполитическая, в 1904 году. А именно во время провозглашения послания тогдашнего президента Т. Рузвельта Конгрессу США, в котором в интересах национальной безопасности обосновывалось присоединения зоны Панамского канала [11, с.197-198].

Поэтому и американская концепция национальной безопасности предусматривает рассмотрение последней как части национальных интересов. В связи с этим Сытник Г.П. выделяет два подхода к пониманию национальной безопасности: 1) в контексте национальных интересов; 2) в контексте базовых ценностей общества [6, с.21].

Согласно первому подходу содержание национальной безопасности видят в степени защищенности национальных интересов; состоянии защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, окружающей среды в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз; состоянии защищенности национальных интересов от различного рода угроз, которое достигается благодаря целенаправленной деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества в целях обеспечения прав человека и основных свобод, их прогрессивного развития и стабильности конституционного строя [12, с.6; 13 с.139], с чем не можем согласиться.

Поэтому разделяем мнение сторонников второго подхода, в частности, Ю.М. Оборотова относительно того, что содержание национальной безопасности состоит в защищенности не национальных интересов, а собственно государства от внутренних и внешних угроз, в устойчивости к неблагоприятным воздействиям извне, в обеспечении такого существования государства, которое гарантирует нормальные условия для развития общества, жизнедеятельности его граждан [14 , с.63]. То есть национальная безопасность государства заключается в защите не национальных интересов, а надлежащих и необходимых условий существования и государства, и общества, и отдельных граждан. И соответственно обеспечение таких благоприятных условий является необходимым условием реализации национальных интересов и целей.

Кроме того, В.Л. Манилов утверждает, что безопасность представляет собой совокупность связей и отношений, характеризующих такое состояние личности, социальной группы, общества, государства, народа, при котором обеспечивается их устойчивое, стабильное существование, удовлетворение и реализация жизненных потребностей, способность к эффективному планированию внутренних и внешних потребностей, парированию внутренних и внешних угроз, саморазвитию и прогрессу [15, с.29]. Аналогично В.А. Липкан к национальной безопасности относит не только государственную, но и общественную, и личную безопасность, гарантируемые государственными и негосударственными институтами [16 с.365].

В контексте второго подхода, точку зрения сторонников которого разделяем, большинство правоведов понятие национальной безопасности рассматривают как:

1) состояние защищенности государства, его граждан, общества от разного рода угроз;

2) состояние защищенности гарантированных законодательством условий жизнедеятельности государства, общества и отдельной личности от внутренних и внешних угроз;

3) степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства;

4) состояние защищенности государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц и т.д.

5) способность государства сохранять физическую целостность и территорию, поддерживать экономические отношения с другими странами мира, на разных уровнях защищать от внешнего негативного воздействия свои институты и систему управления, контролировать свои границы [9; 17, с. 32; 18 с.20; 19 с.480; 8, с.51] и т.д.

Исследуя сущность понятия национальной безопасности государства, целесообразно обратить внимание и на законодательное определение данной категории. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» от 19.06.2003 г.. № 964-IV национальная безопасность – это защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, при которой обеспечиваются:

  • стабильное развитие общества,
  • своевременное выявление,
  • предотвращение и нейтрализация реальных и потенциальных угроз национальным интересам в сферах правоохранительной деятельности,
  • борьбы с коррупцией,
  • пограничной деятельности и обороны,
  • миграционной политики,
  • здравоохранения,
  • образования и науки,
  • научно-технической и инновационной политики,
  • культурного развития населения,
  • обеспечения свободы слова и информационной безопасности,
  • социальной политики и пенсионного обеспечения,
  • жилищно — коммунального хозяйства,
  • рынка финансовых услуг,
  • защиты прав собственности,
  • фондовых рынков и оборота ценных бумаг,
  • налогово — бюджетной и таможенной политики,
  • торговли и предпринимательской деятельности,
  • рынка банковских услуг,
  • инвестиционной политики,
  • ревизионной деятельности,
  • монетарной и валютной политики,
  • защиты информации,
  • лицензирования,
  • промышленности и сельского хозяйства,
  • транспорта и связи,
  • информационных технологий,
  • энергетики и энергосбережения,
  • функционирования естественных монополий,
  • использования недр,
  • земельных и водных ресурсов,
  • полезных ископаемых,
  • защиты экологии и окружающей среды
  • и других сферах государственного управления при возникновении негативных тенденций к созданию потенциальных или реальных угроз национальным интересам [20].

В то же время, исследуя сущность и особенности национальной безопасности государства как объекта административно — правовой охраны и защиты, полностью согласны с А.Н. Пасенюком, который утверждает, что в определении многомерного содержания исследуемого понятия имеет место административно-правовой аспект, поскольку особенностью национальной безопасности с административно-правовых позиций является то, что одной из сторон административно — правовых отношений выступает носитель властных полномочий в сфере национальной безопасности по отношению к другим субъектам этих отношений [21, с.394]. Такими субъектами выступают субъекты управления национальной безопасностью государства.

При этом административное право, представляя собой в наиболее общем виде совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, выступает специальным юридическим мероприятием осуществления сознательного целенаправленного воздействия субъекта управления на угрозы и опасности, при котором создаются необходимые и достаточные условия для прогрессивного развития украинских национальных интересов, источников благосостояния украинского народа, а также обеспечивается эффективное функционирование системы национальной безопасности [22, с.9-12]. Также следует отметить, что направления административно — правового регулирования сферы национальной безопасности зависят от конкретных национальных интересов (в сферах экономики, финансов, экологии, научно-технического развития, культуры, социальной сфере и т.д.) и могут быть обусловлены как собственным существованием, так и необходимостью их охраны со стороны административного права.

В связи с вышесказанным, например, А.И. Стахов рассматривает национальную безопасность именно как систему урегулированных административным правом внутренне согласованных субъектных, предметных и функциональных сфер административно — правовой охраны и защиты конституционных и иных прав, и законных интересов лица, юридических лиц, государства в целом [23, с.5-8].

Кроме того, исследуя особенности национальной безопасности как объекта административно-правовой охраны и защиты, стоит отметить, что суд удовлетворяет требования истца в интересах национальной безопасности и общественного порядка в случае, если признает, что проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций или других собраний может создать реальную опасность беспорядков или совершения уголовных преступлений, угрозу здоровью населения или правам и свободам других людей, как отмечается в ст. 182 Кодекса административного судопроизводства [24].

Выводы

Таким образом, суммируя вышесказанное, предлагаем под национальной безопасностью государства как объектом административно — правовой охраны и защиты понимать систему общественно-правовых отношений, которые возникают, развиваются или прекращаются в связи с необходимостью достижения и обеспечение состояния защищенности государства, общества, человека и гражданина, а именно: их интересов и ценностей; гарантированных им прав и свобод; качества условий правовой среды и жизнедеятельности, в том числе государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического, оборонного потенциала государства и т.д., от внутренних и внешних угроз и опасностей, предупреждения и нейтрализации их негативного воздействия с целью реализации национальных интересов, целей и достижения устойчивого развития общества, и которые соответственно требуют административно-правовой охраны и защиты и регулируются нормами административного права.

Литература

1. Забезпечення національної безпеки України в умовах глобальних та регіональних невизначеностей: матеріали кругл. столу (Київ, 6 берез. 2012 р.) / за ред. Ю.В.Ковбасюка, К.О.Ващенка, Г.П.Ситника. – К.: НАДУ, 2012. – 159 с.

2. Національна безпека України: стан і перспективи в контексті змін безпекового середовища / Центр Разумкова // Національна безпека і оборона. – 2008. – №9. – С.48-61.

3. Мелеганич Г.І. Безпекова стратегія України в умовах сучасних міжнародних викликів та загроз // Міжнародні відносини. Серія «Політичні науки». – 2015. – № 5. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://journals.iir.kiev.ua/index.php/pol_n/article/view/2518

4. Пєтков С.В. Адміністративно-правове регулювання діяльності публічної влади в Україні // Юридичний журнал. – 2009. — №4. [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://justinian.com.ua/article.php?id=3183

5. Пасічник В.М. Суть та особливості національної безпеки // Збірник наукових праць. – 2011. – Вип. 26 «Ефективність державного управління». – С.41-49.

6. Ситник Г.П. Національна безпека України: теорія і практика [Текст]: навч. посіб. / Г.П. Ситник, В.М. Олуйко, М.П. Вавринчук. – Хмельницький; К.: Вид-во Кондор, 2007. – 616 с.

7. Словник української мови: в 11 т. / [ред. колег. І.К. Білодід (голова) та ін.]. – К.: Наукова думка, 1970 – 1980. – Т.1: А-В [ред. П.Й. Горецький, А.А. Бурячок, Г.М. Гнатюк, Н.І. Швидка]. – К.: Наукова думка, 1970. – 799 с.

8. Медіссон В.В. Національний інтерес і національна безпека в геостратегії України / В.В. Медіссон, В.А. Шахов // Вісник Національної академії державного управління. – 2013. – №2. – С.44-56.

9. Кормич Б.А. Організаційно-правові основи політики інформаційної безпеки України: автореф. дис… д-ра юрид. наук: 12.00.07 / Національний ун-т внутрішніх справ. – Х., 2004. – 42 с.

10. Ліпкан В.А. Основи права національної безпеки / В. А. Ліпкан // Право України. – 2009. – № 1. – С.108-116.

11. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов. – М., 1993. – 431 с.

12. Гончаренко О.М. Методологічні засади розробки нової редакції Концепції національної безпеки України / О.М. Гончаренко, Е.М. Лисицин // Національна безпека. – 2001. – Вип. 4. – С. 6-7.

13. Чуйко З.Д. Питання конституційних засад національної безпеки в Україні / З.Д. Чуйко // Вісник Акад. правових наук України. – 2008. – № 3 (54). – С. 137-139.

14. Оборотов Ю.Н. Современное государство: основы теории. – Одесса: Астропринт, 1998. – 132 с.

15. Манилов В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели // Военная мысль. – 1995. – № 6. – С. 29-40.
16. Ліпкан В.А. Теорія національної безпеки: Підручник / В.А. Ліпкан. – К.: КНТ, 2009. – 631 с.

17. Левицька М.Б. Теоретико-правові аспекти забезпечення національної безпеки органами внутрішніх справ України: Дис.… канд. юрид. наук: 12.00.01 / М.Б. Левицька. – К.‚ 2002. – 207 с.

18. Гончаренко О.М. Поняття національної безпеки в контексті національних інтересів України / О.М. Гончаренко, Е.М. Лисицин, В.Б. Вагапов // Наука і оборона. – 2002. – № 1. – С. 18-24.

19. Адміністративне право України: Підручник / Ю.П. Битяк, В.М. Гаращук, О.В. Дьяченко та ін.; За ред. Ю.П. Битяка. – К.: Юрінком Інтер, 2007. – 544 с.

20. Про основи національної безпеки України: Закон України від 19.06.2003 р. № 964-IV // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – № 39. – Ст.351.

21. Адміністративна юстиція України: проблеми теорії і практики. Настільна книга судді / За загальною редакцією О.М. Пасенюка. – К.: Істина, 2007. – 608 с.

22. Ліпкан В.А. Адміністративно-правова природа національної безпеки // Право України. – 2007. — №3. – С.9-12.

23. Стахов А.И. Административно-правовая природа безопасности // Полицейское право. – 2006. – №1. – С.5-8.

24. Кодекс адміністративного судочинства України від 06.07.2005 р. № 2747-IV // Відомості Верховної Ради України (ВВР). – 2005. – №35-36, №37. – Ст.446.